Нашого цвіту по всьому світу |
Понеділок, 29 травня 2017, 10:34 |
Уродженець Вереміїївки Чорнобаївського р-ну Віктор Мартян виступає за шведський «Торсаммар»
Виктор является уроженцем небольшого живописного села на Черкасчине – Веремеевки. Выступая на чемпионат области, перспективного игрока заприметили и пригласили в структуру «Черноморца». Казалось, юный футболист схватил бога за бороду, ведь счастье было совсем рядом. Оставалось сделать всего один шаг к заветной мечте, чтобы окунуться с головой в мир большого футбола и баснословных контрактов. Однако, как говорят в Украине, «не так сталось, як гадалось». В откровенном интервью FootBoom, Виктор Мартян рассказал, почему ему так и не удалось раскрыться в «Черноморце», а также о своей нынешней команде, которая выступает в шестой по силе лиге чемпионата Швеции.
– Виктор, вы начинали свой путь в футболе в полтавском клубе «Молодь», затем небольшой промежуток времени провели в ФК «Кобеляки». Как оказались в «Черноморце»? – Позвонил агент и сказал, что меня хотят видеть в Одессе. На протяжении двух недель я пребывал на просмотре в «Черноморце». В своем дебютном матче даже отметился забитым голом.
– Перейдя из команды, которая играла на первенство области в одесский клуб, разницу ощутили моментально? – Конечно, разница ощущалась. Играя на область, мне было всего 16 лет, поэтому часто приходилось выходить против взрослых мужиков, у которых имелись семьи. Для нас, фактически школьников, было морально тяжело. Когда же оказался в «Черноморце», среди своих ровесников, было ощущение, что я нахожусь в своей среде. Тем более, в «дубле» не было каких-то серьезных задач. Всем игрокам хотелось проявить себя, потому что мы находились под пристальным вниманием не только тренерского штаба «моряков», но и наставников сборных Украины различных возрастных категорий. Что касается чемпионата области, мы просто выходили для того, чтобы заработать денег.
– Вас привлекали к играм за молодежный состав «моряков», наверняка мечтали сыграть и за главную команду «Черноморца». – Да, такая мечта была… Мне всегда хотелось играть на огромном стадионе «Черноморца», в прекрасном и большом городе Одессе, за основную команду. Мы жили в одной комнате с Владиславом Кабаевым. Он коренной одессит и очень сильно мне помогал. Мы и сейчас продолжаем дружить. Владислав всегда говорил: «Давай, у тебя все получится. Не вешай нос». И когда я уходил в аренду он меня поддержал сказав, что я вернусь обратно и стану еще сильнее. К сожалению, не все вышло так, как хотелось. Надеюсь, что в будущем еще сыграю за «Черноморец».
– Тренерский штаб молодежной команды «моряков» был доволен вашей игрой? На какой позиции вас чаще всего использовали? – С тренерским штабом я не разговаривал по той простой причине, что мне было страшно. Я был молодым и зеленым, тренировался как все. Знаете, я вырос в деревне, и мне всегда хотелось чего-то достичь, чтобы мной гордились. Попасть из села в профессиональную команду – очень дорогого стоит. Нужно приложить множество усилий и преодолеть многие преграды на своем пути.
– В 34 матчах за «Черноморец» U-21 вы забили всего два гола. Возможно, это и стало причиной того, что вы покинули команду? – Переходя в «Черноморец», я, наверное, поймал звезду. Такое часто случается с молодыми игроками. Думалось, что подписал контракт и теперь весь мир будет у моих ног. Анализируя эту ситуацию, понимаю, что совершил ошибку. Нужно было продолжать упорно работать... Это привело к уходу из молодежной команды «моряков», о чем очень жалею.
– Как отобразилась ваша «звездная болезнь» на тренировках, отношению к футболу? – Скажу откровенно – спортивный режим не нарушал. На тренировках думал, что попав в профессиональную команду, уже всего достиг. Бывало, конечно, что я где-то не выкладывался на все 100%, но в большей степени старался и даже занимался дополнительно. С Владиславом Кабаевым мы часто совершали дополнительные пробежки и нагружали организм. Хотели чего-то добиться. Однако, не хочется жалеть себя. Потому что, кто это делает, тот ничего не достигнет.
– Кто был инициатором прекращения сотрудничества с «моряками»? – Мне предложили уйти в аренду, а после возвращения должны были состояться переговоры с руководителями «Черноморца». Так и произошло. Я вернулся в одесский клуб и заключил новое соглашение, однако снова был вынужден отправиться в аренду. Мне удалось неплохо проявить себя в «Кристалле», в результате чего появились предложения, звали стразу в три клуба. Но было огромное желание вернуться в «Черноморец», и я не стал рассматривать эти предложения и в итоге оказался у разбитого корыта.
– Какие команды звали к себе? – «Черкасский Днепр», каменская «Сталь». Слышал, что ко мне проявляла интерес «Оболонь-Бровар». Представители этого клуба бывали на некоторых матчах с моим участием. За «Кристалл» удалось забить шесть мячей во Второй лиге и один в Кубке Украины. Меня включили в сборную лучших игроков полугодия. При этом очень хотелось вернуться в «Черноморец». Ради этого я даже пожертвовал своим отпуском и отправился с молодежной командой на сборы.
– Как возник вариант со второлиговым «Кристаллом»? – В «Черноморце» меня поставили перед фактом. Либо я сам нахожу клуб, в который отправлюсь выступать на арендных правах, либо мне его подыщут. Через несколько дней мне позвонил агент и озвучил вариант с херсонским клубом. С «Кристаллом» договорились быстро, подписав арендное соглашение на год. Правда, затем возникли некоторые проблемы с командой, которую собирали по крупицам. В итоге мы собрались за три дня до старта чемпионата Второй лиги, и как потом оказалось, даже неплохо выступили. Первые полгода наша команда находилась в тройке, давала бой «Черкасскому Днепру», «Оболонь-Бровару», «Кремню». Отличный подобрался коллектив.
– Вторая лига – это была ступенька вверх в вашей карьерной лестнице? – Думаю, что да. Вторая лига мне чем-то напоминала чемпионат области. Были настоящие мужские битвы не только за результат, но и за право выхода в Первую лигу. На то время мне было 19 лет и довольно непросто было играть на взрослом уровне. Было тяжеловато перестроиться, но помог тот багаж, который мне дали в «дубле» «Черноморца» и в основной команде «моряков», с которой мне посчастливилось тренироваться несколько раз. Тогда главной командой руководил Роман Григорчук. В «Кристалле» я был самым молодым, и меня всячески поддерживал главный тренер Сергей Шевцов и многие возрастные игроки. В Херсоне я получал огромное удовольствие от игры, чего не было в «молодежке» «Черноморца». Выходя на замену за дублирующий состав одесситов, за десять минут отведенного времени, не было возможности проявить свои лучшие качества.
– Удалось ли вам пообщаться с Романом Григорчуком? – После матча с «Зарей» некоторые футболисты «Черноморца» разъехались по своим национальным сборным. Получилось так, что к тренировкам основной команды привлекли четырех игроков «молодежки». Мне удалось с ним поговорить несколько раз. Григорчук сказал, чтобы мы проявляли себя на тренировках, и тогда будет шанс заиграть за основную команду. Роман Иосифович очень сильный тактик. На его тренировках мы часто вели конспекты. То есть записывали все, что делали. Молодой футболист должен быть на голову сильнее. Часто молодежь получала удовольствие от тренировок, потому что тренерский штаб мог всегда тактично подсказать и обратить внимание на ошибки.
– Вы отыграли два сезона в «Кристалле», затем команду постигли тяжелые времена, и она потеряла профессиональный статус. Расскажите об этом подробнее. – Первые полгода оказались лучшими в «Кристалле». Но пришлось пережить всякое: и хорошее, и плохое. Не хотелось бы углубляться и говорить о проблемах. У команды было желание выйти в Первую лигу, но всегда что-то мешало. То финансы не позволяли, то команду соберут за неделю до начала чемпионата. Некоторые игроки сидели дома на диване, а кто-то в это время тренировался. В итоге получалась каша. У футболистов «Кристалла» была разная физическая готовность. В клубе все было несерьезно. Мне жаль Сергея Шевцова, вложившего столько сил в команду, которая в итоге распалась. Херсон – очень красивый город, но местные люди не сильно любят футбол. На матчи «Кристалла» приходило в среднем тысяча человек, но для такого города, как Херсон это слишком мало.
– Когда клуб прекратил существование, долги были закрыты перед игроками и персоналом? – Не хочется даже комментировать… Благодарен клубу за то, что они помогли мне в двух операциях: одну оплатили, а после второй помогли медикаментами. Хотелось бы поблагодарить мэра Херсона и Сергея Шевцова.
– Оказавшись на раздорожье, в итоге вы оказались в Швеции. Кто поспособствовал вашему переходу в «Торсаммар»? – У меня сложилась интересная ситуация. Изначально я подписал контракт с «Миром» из Горностаевки. И в это время мне предложили вариант в Швеции. Посоветовавшись с семьей и обсудив сложившуюся ситуацию с главным тренером «Мира» Виктором Богатырем, мы решили расторгнуть контракт.
– От чего вы отталкивались, принимая решение продолжить карьеру в низшей лиге Швеции? – В Швеции у меня выступает два друга. Посоветовавшись с ними и получив хорошие отзывы, решил открыть для себя что-то новое. Тут все иначе, чем в Украине. В Швеции если ты забил гол, то о тебе спрашивают, пишут. Здесь интересуются низшими лигами намного больше, чем в нашей стране. В Украине в центре внимания одна Лига Пари-Матч. Низшие лиги не интересуют людей. Что касается Швеции, то тут футболист находится постоянно на виду.
– На какой срок подписали контракт с «Торсаммаром»? – На шесть месяцев. То есть до 1 октября 2017 года. Когда закончится чемпионат, будем говорить с руководством о моем будущем.
– Какие цели ставите перед собой? Реально ли засветиться и перейти в более сильную команду? – Мы живем в пригороде и часто ездим смотреть на матчи высшей лиги чемпионата Швеции. Если реально посмотреть на вещи, то думаю, можно играть в сильнейшей лиге и прогрессировать.
– Что собой представляет «Торсаммар»? Имеет ли он профессиональный статус? – Да, имеет. Дивизион 4 чем-то напоминает украинскую Вторую лигу. Здесь много атлетичных игроков, которые выделяются бойцовскими качествами. Здесь, как в Англии, много силовой борьбы.
– Какие задачи стоят перед «Торсаммаром»? – Каких-то конкретных задач перед нами не ставили. Естественно, наша команда хочет подняться как можно выше, чтобы повыситься в классе.
– Какие трудности возникли, когда только приехали в Швецию? – Языковый барьер. Тут мало кто говорит на английском, естественно, шведский язык в приоритете. Правда, мне повезло, что главный тренер и несколько партнеров по команде знают английский. Моим одноклубником является украинец Сергей Омельченко, с которым мы вместе проживаем. До города каких-то 10-15 минут езды, поэтому можем поехать немного отдохнуть и развеяться. Наш дом находится в пригороде.
– Руководство клуба помогло вам обустроить быт? – Отношение в клубе – на самом высоком уровне. Недавно у нас возникли проблемы с интернетом. Мы обратились к главному тренеру и буквально на следующий день нам подключили хороший интернет, чтобы мы могли общаться со своими родственниками. Руководство «Торсаммара» снимает нам очень большой и красивый дом, в котором мы проживаем вдвоем.
– То есть, проблем в общении с командой у вас нет? – Некоторые шведы уже знают некоторые слова на русском языке. Они меня учат шведскому, а я их русскому. Они уже говорят: «привет, мой свет» (смеется), «холодно», «пока», «как дела?», «хорошо», «давай», «пас», «офсайд», «бей». В свою очередь стараюсь подучить шведский язык, хотя он достаточно тяжелый. Вот у нас «бро» – это братан, а на шведском это означает «хорошо».
– Позволяет ли зарплата, которую вы получаете, безбедно проживать в Швеции? – Да, денег хватает на нормальную жизнь. Кроме того, нам готовят кушать, можем спокойно купить себе костюм, посидеть в кафешке. Это не проблема. Допустим, захотели мы посетить матч «Гетеборг» – «Сундсвалль» – в клубе нам бесплатно предоставили билеты, стоимость которых 40 евро. В Швеции лучшее отношение к легионерам, чем в Украине. Когда я приехал сюда, то у нас холодильник был забит колбасой, йогуртами, сырами…
– Какое качество продуктов и ценовая политика? – Если переводить на украинские гривны, то все достаточно дорого. Но я стараюсь этого не делать. Не хочу забивать лишним голову. Если сравнивать шведский йогурт и украинский, то это две большие разницы. Скажу, что нет вкуснее хлеба, чем в Украине. Здесь дешевые мячи. Хорошие бутсы можно приобрести за 50 евро.
– Какой товар самый переоцененный в Швеции? – Скорее всего хлеб, который стоит 30 крон. В переводе на наши деньги равняется 90 гривнам.
– Можете ли озвучить средний заработок в «Торсаммаре»? – Никогда не обсуждал с партнерами по команде эту тему. Здесь не этично говорить о деньгах. В низших лигах (беру не только нашу) футболисты ориентировочно получают от 600 до 2 500 евро. Сейчас не думаю о финансах. Мне хочется прогрессировать и выступать на высшем уровне. Думаю, что главное хорошо играть, а все остальное приложится.
– К чему в Швеции было привыкнуть труднее всего? – К еде, потому что она очень острая и специфическая. У них нет супов, зато в достатке разнообразные каши, рис, картошка. Ни разу не видел, чтобы в Швеции кушали гречку.
– В недавнем матче против «Серакерс» вы отметились хет-триком и на данный момент являетесь лучшим бомбардиром команды. Чувствуете прогресс в своем развитии? – Да, есть такое. Во многом мне помогает команда. Мы – как одна семья. Чувствую, что прогрессирую вместе с ребятами. Добавлю, что меня удивило то, что много людей посещает домашние матчи. Несмотря на то, что билет стоит 50 крон (150 гривень), на игры приходит человек 300-400. Хотя в хорошую погоду приходит народу еще больше.
– На данный момент ваша команда занимает шестое место из десяти команд. Реально «Торсаммару» занять место, которое гарантирует повышение в классе? – Конечно. Ребята в каждом матче бьются с первой и до последней минуты. Судьи в отличие от наших дают играть. Они не любят, когда игроки начинают с ними спорить. За это можно легко получить желтую карточку. За четыре сыгранных тура я не видел ни одного пенальти. Думаю, что нам реально поспорить за первое место. Здесь каждый может обыграть каждого. Всего четыре очка отделяет нас от первого места.
– Недавно был создан «Муниципальный футбольный клуб «Кристалл Херсон». Директором был назначен хорошо вам знакомый Сергей Шевцов. Сергей Анатольевич не зовет обратно? – Шевцов звал меня перед отъездом в Швецию, но я отказался. Он сказал, что будет рад видеть меня в любое время. Но мне не хочется возвращаться туда, где я уже был. Желаю клубу удачи, и развития. Буду переживать за них.
– Если поступит предложение из Украины, вы готовы вернуться? – Думаю, что рано или поздно я вернусь в Украину. Если будет достойное предложение, то однозначно его рассмотрю. Во Вторую лигу уже не хочу, уж лучше останусь в Швеции. Вот если бы позвали в Первую лигу…
Сергей Левченко |