Игорь Столовицкий: «Гуринович мог насыпать столько денег, что люди с ума сходили»
Написав Андрій Вєков   
Вівторок, 28 березня 2017, 16:04

Представляем вторую часть большого интервью с легендой черкасского футбола, в которой он «без купюр» рассказал о своей игровой карьере.

 

 

О храпе Реброва, о золотых годах, машинах, квартирах и зарплатах. Игорь Михайлович раскрыл все секреты футбола «девяностых».

 

Краткая биография:
Игорь Михайлович Столовицкий родился 29 апреля 1969 года. EzQysHshu7Y

 

Достижения как игрока
Обладатель Кубка Украины: 1994/95
Серебряный призёр чемпионата Украины: 1993/94
Победитель первой лиги Украины: 2002/03

 

Как тренера
Серебряный призёр первой лиги Украины: 2015/16
Победитель второй лиги Украины: 2014/15
Лучший тренер второй лиги Украины: 2014/15

 

 

 

 

 

 

 

ru.wikipedia.org 

 

 

– Первая моя команда – это "Спартак" Рязань, потом "Торпедо" Рязань и я очень рад, что попал туда. Тогда было сложно с армией, а мне повезло: закончил харьковский спортивный интернат и сразу поехал в "Рязань". Я в Черкассы вернулся аж в 26 или 27 лет, когда Сан Саныч Гуринович создавал команду и тренером был Семён Осиновский. 

 

– О них поговорим позже. Как поступило предложение от "Шахтёра"?

– Сейчас расскажу. Я же сначала подписал предварительный контракт с московским "Торпедо" и приехал в Москву. На Казанском ж/д вокзале меня встретил начальник команды Золотов и повёз на трёхсотом Мерседесе (это был 1988-89 год) на завод им. Лихачёва в офис клуба. Потом я вернулся в рязанское «Торпедо» доигрывать сезон. После игры с «Крылья Советов» ко мне подошёл тренер-селекционер «Шахтёра» Анатолий Бережной и предложил контракт с донецким клубом. Я согласился. В Москве побоялся конкуренции, хотя сейчас понимаю, что лучше бы я остался там – квартиру за лимон зелени продал бы и ни о чём не думал. 

 

– Заруба между "Динамо" и "Шахтёром" разразилась с тех пор?

– Тогда "Динамо" стояло особняком. "Шахтёр" был такой же командой, как недавние "Днепр", "Металлист", "Черноморец" и прочие.  

 

– Ахметов тогда уже был в команде? 

– Президентом был Брагин Александр, а Ринат стал у руля позже – в конце 96-го. Тогда я уже уехал в Запорожье.

 

– В то время футбол был своеобразной религией. Когда в игру вступили деньги, задолженности по зарплате и т.д.?

– Я уже в "Шахтёре" с этим столкнулся. У меня в то время была зарплата 500 рублей. У мамы – 120, у отца – 150. А через два месяца мне сделали 1000 рублей. И столько же, кстати, дали подъемных при подписании. 

 

– В советские времена, что было первично, а что вторично: результат-деньги или наоборот?

– Я тебе скажу, что когда я переходил в "Шахтёр", я о деньгах вообще не думал, я хотел играть. Тогда их особо и не было. Выиграли игру, а нам говорят: «Завтра едьте на базу, получайте по холодильнику или по стиральной машине, выбирайте, что хотите». У нас раз в две недели была вещевая и раз в две недели продуктовая отоварка. И я просил Женю Драгунова занять мне 500 рублей. Там приходили такие вещи... Турецкие кожаные куртки, плащи, финские сапоги женские, духи Нина Ричи "Турбуленс"... Приходила партия духов по 40 рублей, а на базаре их не было... 

 

– Самая модная машина у кого была?

– Та тогда не было машин. Волга. Когда Канчельскис переходил в "Шахтёр", ему дали Волгу 2410. Он её продал за 84 тысячи рублей! Отвёз деньги маме в Кировоград, а она закопала их в огород – через полгода инфляция и всё пропало. 

 

– Что из приятного запомнилось?

– Когда заняли второе место в чемпионате Украины. Тогда это было, как выиграть Лигу чемпионов – настолько сильное было "Динамо". Их нереально было обыграть. Против нас выходили Ващук, Шовковский, Косовский, Леоненко, Шкапенко, Ребров, Белькевич, Хацкевич. 

 

– Вы играли в чемпионате Советского Союза. Потом он развалился. Чувствовалось, что уровень футбола упал после этого?

– Конечно, не то… В "Шахтёре" на то время было очень-очень тяжело. Там была сумасшедшая конкуренция, а я молодой, зато прогрессировали сильнее. 

 

– Кто в Донецке в то время был любимчиком публики?

– Я застал несколько поколений. Первое – это поколение Петрова-Грачёва, которые были постарше. Петров – тот, который тренировал "Черкасский Днепр" и сейчас возглавляет скандальную федерацию футбола ДНР. А потом пришла молодёжь: Онопко, Канчельскис, Ковтун, Стельмах, Корниец, Погодин, Щербаков. Их любили.

 

– Почему ушли из команды?

– Психанул. Пришёл в клуб подписывать новый контракт к вице-президенту Равилю Сафиуллину. Говорю: "Я подпишу, но дайте мне машину". "Не вопрос, дадим тебе "шестёрку", а я хотел 99-ю – на тот момент они только начали выходить. И паре игроков дали: Гене Зубову и Сергею Шищенко, но об этом никто не знал. А я такой амбициозный был на тот момент, в общем ушёл.

 

– Что было дальше?

– Уехал в Запорожье. Мне там дали 10 тысяч долларов подъемных и зарплату 500 долларов. Я зарабатывал больше всех. Больше, чем Вернидуб и Рома Бондаренко.


 

Про контракты

– Тогда уже были контракты. Но забавная вещь: в трудовой книжке написано, что я принят на должность инструктора по спорту (это в "Торпедо"), а по факту – был футболистом. 

 

Про Реброва

– Полгода жил с Ребровым в одной комнате. Вместе ловили рыбу на базе Кирша. Ему тогда было 17 лет, так вот я мог уснуть только под утро из-за Серёгиного храпа. Потом его поменяли на Олега Матвеева из "Динамо". 

 

Про лучшие годы

– В Рязани было моё золотое время. Когда я туда приехал второй раз после "Шахтёра" в 1996 году, мне дали 10 тысяч долларов подъемных. А тут ещё интересный момент. До этого перехода я играл в Запорожье и там мне тоже дали 10 тысяч долларов подъемных, но я там отыграл всего полгода и мне сказали: "Игорь, у тебя слишком большая зарплата, мы не можем тебе её платить. Ищи новую команду, но чтобы за тебя вернули 5000 долларов". Я говорю – не вопрос. В общем, Рязань заплатила эти 5 плюс 10 дала мне, но их дала половинами: одна половина была долларами, другая – рублями. Говорят: "Та пойдешь в банк поменяешь". Я меняю 5000 долларов, а мне в банке дают рублями так, что получилось 6000 долларов. Ещё больше получил.

 

Про «Донбасс-Арену»

– Жаль, что сейчас такая ситуация в Украине и "Шахтёр" не может играть дома. Меня приглашали на открытие "Донбасс-Арены", на чествование 75-летия команды, надеялся приехать и на 80 лет, но увы. 


 

– Последним вашим клубом стал ФК «Черкассы». Мы уже упоминали его президента Гуриновича в начале. Как он вас нашёл?

– За мной приехали в Рязань. Слабо помню, как это было. Точно позвонили и сказали, что хотят меня видеть в Черкассах. Я навёл справки, что команда после первого круга на последнем месте, но вроде взял ёё человек, который очень любит футбол и будет ставить серьёзные задачи. Ну я, не раздумывая, откликнулся. 

 

– 26 лет, разгар карьеры, "Шахтёр", Рязань... Почему вернулись?

– Я, честно, хотел домой вернуться и мечта детства у меня была играть за родной город. В Рязани мне было очень комфортно и условия там были лучше, но после 10 лет профессиональной карьеры хотелось помочь родному клубу решить задачу выхода в Премьер-лигу. 

 

– Приехали в Черкассы, Гуринович...

– Да, собралась команда очень интересная. Юра Бакалов был, Олег Грицай, Саня Агарин, Чипа Серёга, Игорь Билан, Вася Гречаный, коллектив был потенциально сильный. 


 

"Безумный президент"

– Вообще при Гуриновиче было ещё одно золотое время. Он мог приехать на базу, сыграть в биллиард с парнями. Спрашивал кому что надо. Кто-то 500 долларов попросит, я, например, попросил бензина. А тогда он был проблемой. "Сан Саныч, можно бензин", – говорю ему. "Игорь, завтра заедь на такую-то заправку, возьми канистру", после чего дал какой-то чек. Я подъезжаю туда на следующий день, а мне говорят: "У вас сто литров бензина". Челюсть отвисла. 

 

Кто бы к нему из футболистов не обратился, он никогда не отказывал. Никому. При нём очень многие получили квартиры. При этом, он их покупал лично и отдавал. Он мне говорил: "Игорь хочешь квартиру?" А я ему: "Та зачем мне твоя квартира, дай мне денег, у меня есть квартира". 

 

Зарплата была 400 долларов в 96-м году и премия – 300 дома и 400 на выезде. Он часто ездил на игры на машине. Помню, приехал в Чернигов, после игры оставил барсетку на капоте и ушёл. Пришёл – нет барсетки. Говорят – там было около 10 тысяч долларов. Он мог насыпать столько, что люди с ума сходили. 

А пайки какие давали... Та... Мы месяц дома на них жили. А экипировка какая была – Puma King. Тогда даже Премьер-лигу так не одевали. Это была королевская "кипа". 

 

Купил автобус Scania, такие были всего у нескольких команд в Европе, например, у «Реала». Водители ходили вокруг него несколько недель, не знали как завести. Там было спальное место с телефоном. Я звонил Палычу (водителю, - прим. ред.) и спрашивал где мы.


 

– Вы приехали – команда уже была создана или находилась вэтом процессе?

– Была в процессе создания. Позже приехали Саша Грицай, Серёга Белозор, Косырин, Венглинский Саня. Гуринович взял двух последних в аренду из киевского "Динамо" за 50 тысяч долларов на полгода.

 

– Вас не пустили тогда в Премьер-лигу скандальным матчем з "Прикарпатьем". Что это была за игра? Её можно назвать одним из пиков "Черкасского Днепра". 

– Сделали переигровку в Киеве на стадионе «Динамо» с ними за выход в ПЛ. Когда мы туда приехали, а мы были хозяевами по регламенту, пошли же в свою раздевалку, а нам сказали идите в гостевую. Сразу отодвинули подальше. Этот матч был сделан для того, чтобы Ивано-Франковск остался в Премьер-лиге. И по игре мы же не уступили, только по счёту. На 4 минуте судья не поставил чистый пенальти в их ворота. Гуринович давал на команду 100 тысяч долларов за победу. Для сравнения, однокомнатная квартира в Черкассах стоила на тот момент 2-3 тысячи долларов. А на матч приехало 5 тысяч болельщиков из Черкасс.

 

– Что тогда сказал президент?

– Помню только, что все были расстроены. Ведь реально команда была готова играть в Премьер-лиге. Те же Олег и Саша Грицай, Билозор, Вася Гречаный, Саня Агарин, я, Бакалов прошли школу такого уровня. 

 

– Самое обидное поражение как футболиста?

– "Черкассами" 7:0 от "Динамо-2" на выезде. Но тогда у киевлян играла вся первая команда. Накануне сборная Украины проиграла Польше 3:1 и Лобановский наказал всех, поставив на нашу игру. Против нас вышел Калитвинцев, Шкапенко, Белькевич, Деметрадзе, Шовковский – вся первая команда. 

 

– Кто был кумиром Игоря Столовицкого?

– Мне импонировала игра Криса Уоддла. Он играл крайним полузащитником. Тогда вообще сложно было наблюдать за другими игроками, ведь футбола показывали мало. 

 

У третій частині на вас чекатимуть подробиці тренерської кар’єри Столовицького, його стосунки з дружиною та істинні причини складення обов’язків головного тренера «Черкаського Дніпра».

 

А поки до вашої уваги перша частина, присвячена тому, як Столовицький здобував тренерську ліцензію ПРО і знайомився з Ройом Ходжсоном.