Віталій Миколенко: «Коли мене викликали до збірної, мій батько зронив сльозу, а я – слідом за ним!» |
Вівторок, 11 грудня 2018, 17:19 |
Вихованець черкаського футболу, захисник київського «Динамо» та національної збірної Віталій Миколенко дав розлоге інтерв’ю журналу «Футбол»,де згадує і Черкаси
Без оглядки и без суеты– Игорь Суркис сказал, что Миколенко в свои 19 лет ведет себя так, будто всегда играл в первой команде и что такой уверенности даже у Кахи Каладзе не было. Я не уверен, видели ли вы, как Каладзе играл? – Не смотрел ни одной его игры даже в «Милане». Я же был совсем маленький. Только фотографии Каладзе видел на базе в академии.
– Вы родились 29 мая 1999 года. Знаете, что произошло 26 мая 1999 года? – Понятия не имею.
– Знаменитый финал Лиги чемпионов МЮ — «Бавария». Знаете, кто должен был играть в том финале вместо «Баварии»? – Нет. Кто?
– Киевское «Динамо»! Вам верится, что «Динамо» побеждало «Реал», выносило «Барселону»? – Верится! Конечно, я не могу представить такое в наше время, но тогда была очень сильная команда. Я видел некоторые игры. Совсем другой футбол. Наверное, и некачественная съемка искажает впечатление.
– Перечислите игроков той динамовской команды! – Шевченко, Ребров, Лужный, Хацкевич, Гусин, Головко, Косовский, Дмитрулин. Все тренеры «Динамо» и те, кто работает в академии (улыбается).
– Как часто Хацкевич и Лужный вспоминают игровые годы? – Практически не вспоминают, разве что эпизодически в разговорах тет-а-тет. Но чтобы конкретно рассказывать, как они в свое время играли, проводя параллели с нами — такого нет.
– Кто с вами чаще индивидуально беседует: Хацкевич или Лужный? – Олег Романович, поскольку он же сам был крайним защитником и знает все тонкости амплуа. Просит все время об одном — играй вперед, смотри все время вперед, назад не оглядывайся. А Максим Саныч Шацких говорит, чтобы никогда не суетился.
– Лужный был крайне жестким игроком. Тренер такой же? – Нет. Добряк! Он может пожурить, если есть за что, но не жестко. Олег Романович позитивно относится ко всему.
– Какие тренерские фразы Хацкевича отложились в памяти? – Игра забывается, а результат остается в истории. Вот взять игру с «Астаной». Какой бы невыразительной игра ни была, задачу мы выполнили.
– Вам приносят удовольствие такие игры? – Конечно, нет! Но этому есть и объективные причины. После поражения от «Александрии» мы где-то растеряли уверенность. Длительный перелет. Искусственное поле. У меня три шипа выпало за первый тайм, резьба сломалась. На вторую половину вкрутил другие шипы. Но бутсы уже не подлежат восстановлению.
– Действительно ли в коллективе такая атмосфера, что за Хацкевича стоят горой все ребята? – После поражения от «Александрии» Александр Николаевич сказал: «Вину за результат полностью беру на себя. Вы ответьте мне за игру»! На что ему Тамаш Кадар ответил: «За результат отвечаете не только вы, но и мы вместе с вами». По-моему, это лучше всего описывает то, что ребята полностью за тренера! Одинаково комфортно на любой позиции в защите– Многие полагают, что ваша настоящая позиция — левый центральный защитник, которого вы и играли по юношам. Вы кем себя ощущаете? – В сборной, где мы выходили в три центральных, я всегда играл центрального. В динамовской академии играл попеременно слева и справа в полузащите. Но в U-19 Юрий Леонтьевич Мороз сразу отрядил меня в центр защиты, в пару к Попову. Слева играл капитан Дубинчак, выиграть конкуренцию у него я не мог. А кем я себя больше вижу? С «Шахтером» играл центрального защитника, было комфортно. С «Ренном» играл слева и тоже комфортно. В общем, мне одинаково удобно на любой позиции в защите.
– Пиварич и Сидклей слева, Кадар, Бурда, Шабанов в центре. Конкуренция в центре послабее? – Тамаш Кадар очень сильный защитник. Артем Шабанов — тоже. Может, вы по фамилиям что-то там себе определяете, но на данный момент я числюсь левым защитником.
– Попытка сделать из Сидорчука центрального защитника провалилась? – Это была вынужденная мера. Травмировался Никита Бурда, и если бы поставили Шабанова, то в защите вышло бы три левши, что автоматически предопределило бы крен в сторону левого фланга. Нельзя терять баланс!
– Это правда, что Гармаш после тренировок занимается индивидуально в тренажерном зале по полтора-два часа? – Сколько он занимается по времени, не знаю, но Денис постоянно работает в зале.
– Почему он такой худой? – Так он же с тяжестями не занимается! Подтягивание, отжимание и другие упражнения такого рода. У него 5% жира в организме.
– А у вас? – 6%.
– А норма какая? – Для защитника – 9-11%. Зависит от телосложения человека. Вот я, к примеру, не могу набрать больше. Он мне и не нужен. После группового этапа юношеской ЛЧ мне сделали операцию на руке. На протяжении двух месяцев ничего не делал. За это время потерял мышечную массу, а процент жира увеличился до 11%. Побриться всем не удалось– Кто взял над вами шефство в команде? – В самом начале – Домагой Вида. Олег Анатольевич (Гусев. — авт.) тепло относился. Мы с ним на фланге вместе работали, он все время подсказывал. Позже сдружился с Томашем Кендзерой. С Серегой Сидорчуком близко общаемся. А комнату делю с Назиком Русиным.
– Сейчас в команде нет игроков за тридцать. Вы знаете, кто самый «старый» в коллективе? – Коля Морозюк. Дней на десять его младше Денис Бойко (Морозюк родился 17 января 1988 года, Бойко — 29 января. — авт.).
– Кто может напихать? – Да все! А вот я пока пихать никому не могу.
– А хочется, да? – Я еще не в том статусе.
– Чья была идея постричься наголо перед «Астаной»? – Виталика Буяльского. Они с Никитой Бурдой хотели давно побриться, а меня прихватили как самого молодого. Только я не ожидал, что под ноль. Принесли машинку без насадки. Никита Бурда с Жорой Бущаном обрили меня, Бущан – Бурду, а Никита – Буяльского.
– Как отреагировал Хацкевич? – Сказал: «Молодцы»! Но ребята его предварительно проинформировали, чтобы не шокировать.
– Почему только трое ребят? – Остальные побоялись.
– Лучший матч «Динамо» в текущем сезоне? – С «Ренном», когда я гол забил, и с «Шахтером», когда уступили 1:2. По уверенности это была моя самая сильная игра.
– С чем связываете нестабильную игру «Динамо»? – Это все из-за кадровых проблем.
– Вы хотели сказать – Кадаровых? – Нет-нет (смеется). Много ключевых игроков слегло в лазарет – Беседин, Вербич, Цыганков. Начали ставить молодежь, но молодой игрок не может играть все матчи на одном стабильном уровне. Это естественно, если молодой игрок выпадает. Но беда в том, что если хоть один футболист выпадает из звена, это приводит к общим сбоям.
– Вы так смотрите на мою оранжевую кенгурушку – «Шахтер» раздражает? – Ага! Вы бы еще футболку Марлоса надели... Для меня оранжевый цвет – как для быка красный. Не переношу. «Шахтер» – сильный раздражитель. Мой тренер в академии Александр Петрович Стужук постоянно повторял: «Можно проиграть кому угодно, только не «Шахтеру».
Своевременная травма Пиварича– Вы – левша. Правая – чтобы покатить мяч Кадару или Вербичу? – Можно и так сказать. Максим Саныч и Олег Романович терроризируют вопросами, почему я прячу правую ногу. На самом деле у меня правая нога достаточно развита, но я мало ее задействую. Привык играть левой и все время тянусь левой.
– В прошлом месяце с вами переподписали контракт. Говорят, что в «Динамо» обычная практика – при переводе игрока в первую команду повышать ставку в 10 раз. У вас так было? – Нет. Цифры разглашать не стану, но точно не в десять раз.
– 16-й номер. Что скрывает за собой эта цифра? – Как пришел я в «Динамо» в 11 лет, так всегда и играл под этим номером. Даже помню, как мне вручали футболку с 16-м номером на Нивках. Одно время хотел взять 10-й, но тренер Кащей сказал, чтобы я не гнался за номерами.
– Много от фарта зависит в футболе? Или никакого везения не существует, только трудолюбие, и рано или поздно тот, кто хочет, своего добьется? – Везение определенно должно присутствовать и решает многое. В моем случае травмировался Йосип Пиварич. Я вышел заменить его, достаточно неплохо дебютировал. Не случилось бы этого, возможно, и в первой команде меня сейчас не было. Но, конечно, основа основ – трудолюбие! Играл нападающего, головой забивал– Расскажите о футбольной карьере с самого начала. Как эволюционировало ваше амплуа? – Во втором классе, когда мне было семь лет, тренер из ДЮСШ набирал детишек в футбольную секцию. Набралось человек 40. Мы провели две товарищеские игры с командами каких-то сел. Половину ребят отсеяли, меня взяли. Я был самым маленьким по росту, таким, кстати, оставался до 16 лет (улыбается). Меня поставили на позицию левого защитника. Где-то с 9-ти до 11-ти лет я играл правого полузащитника. Это еще в Черкассах. Оказавшись в «Динамо», Виктор Иосифович Кащей меня спросил, смогу ли я в центре сыграть. Я оцепенел и кивнул утвердительно! Полтора года бегал опорным полузащитником. Затем получил травму и выпал на некоторый период. Когда вернулся, меня пробовали центральным нападающим – нужно было закрыть дыру, и я даже забивал, в том числе головой. Но эксперимент был недолгим, и тогдашний тренер Юрий Александрович Лень поставил меня слева в защиту. Ну а Юрий Мороз перевел в центр защиты.
– А в само «Динамо» как попали? – На сайте «Динамо» увидел объявление о наборе детей 1999 года. Целую неделю слезно упрашивал родителей, чтобы они отвезли меня в Киев. Они думали, что я остыну, но я продолжал ныть. И в конце концов они сдались. В Киеве живет моя крестная. Пришлось ехать в гости, а заодно и на просмотр. Меня просматривал Олег Михайлович Хвоя. Он сказал, что у меня есть задатки, но нужно потренироваться с командой. Мама уехала в Черкассы – нужно было деньги зарабатывать. Со мной остался папа. Потренировался день-другой, после чего отцу сказали, что места на базе нет, нужно переезжать в Киев. Вариант мотаться из Черкасс в Киев на тренировки, как вы понимаете, отпал сразу.
– И как все решилось? – Квартиры в Черкассах у нас не было, мы жили на съемной. Вот родители и решились на переезд. Через месяц жили уже в Киеве. Какая разница, где снимать?!
– Самый памятный матч в качестве боллбоя? – «Динамо» – ПСЖ, когда Эзекиль Лавецци забил два мяча. Златан Ибрагимович с Тьяго Силвой еще играли.
– Это вы мяч Златану не хотели отдавать? – Нет, не я (смеется). У «Аякса» больше понравился не де Лигт с Клюйвертом, а Карел Эйтинг!– Самый памятный момент по юношам «Динамо»? – Выступление в юношеской ЛЧ, когда набрали 16 очков в группе с «Наполи», «Бенфикой» и «Бешикташем». Единственный раз потеряли очки с «Бешикташем», причем смогли вырвать ничью, уступая 0:3.
– Почему так безнадежно уступили «Аяксу» в 1/8 финала? – Из-за специфики нашего чемпионата. «Аякс» находился в накате, а мы железо таскали в тренажерном зале во время зимней паузы. Понятно, что готовились непосредственно под них, но без игрового тонуса сложно на что-то рассчитывать.
– Через три месяца Матейс де Лигт играл в финале Лиги Европы. Что чувствовали в тот момент? – Мне было приятно, что я играл против этого человека. Там же был еще Джастин Клюйверт, но в финале он не вышел. Но мне больше всего у «Аякса» понравился не де Лигт и не Клюйверт, а опорник Карел Эйтинг. Он тоже уже играет в первой команде.
– У вас лидером был Богдан Леднев, он 6 мячей забил на групповом этапе? – В той команде все были лидерами!
– Чем объясните домашние 0:3 от «Интера» после выездных 2:2 в минувшем розыгрыше юношеской ЛЧ? – Индивидуальные ошибки. Первый мяч «Интер» провел после розыгрыша углового, Влад Дубинчак не побежал под розыгрыш. Затем еще кто-то обрезался, мы пропустили второй. Нужно было забивать два мяча, но у нас даже никаких предпосылок к этому не было, настолько расклеились. (Худший матч Коли Шапаренко, который мы видели. Количество потерь мяча зашкаливало — авт.)
– Кто вам понравился в «Интере»? – Нападающий Андреа Пинамонти, он мне и по ЧЕ-2018 в Финляндии запомнился (принадлежит «Интеру», но играет в аренде во «Фрозиноне» — авт.). Италия тогда дошла до финала, команда была сильной, но Португалия – это нечто! Италия играла по принципу сколько сможет забить, а Португалия – сколько захочет. Двумя годами ранее эта же сборная Португалии победила на ЧЕ-2016 среди U-17 в Азербайджане тоже круша всех. Австрии и Азербайджану досталось по 5:0.
– Как и Украине. 0:5 к 30-й минуте с Португалией. Вы себя бразильцами возомнили? — Когда я посмотрел на табло, прикинул, что еще два отрезка по тридцать. Пятнадцать? Да ну ладно?! Но Португалия остановилась, потому что через два дня был финал.
– Что Петраков говорил в перерыве? – Сказал, что если мы мужики, то должны хоть что-то показать во втором тайме!
– Показали? – Моментов у них особо не было, но они играли уже с совершенно иным настроением.
– Кому из португальских игроков пророчите славу? – Жоау Фелипе из «Бенфики», он нам дубль положил. Лучший игрок и лучший бомбардир Евро-2018. На уровне U-17 мне очень нравился темнокожий нападающий Жозе Гомиш, он тоже из «Бенфики», но на этом Евро не так ярко выглядел. И еще мощно смотрелся левый атакующий Франсиску Тринкан, он с Жоау Фелипе поделил лавры лучшего бомбардира. Он из «Браги».
Первая девушка появилась в 10 лет– Раз и навсегда – Миколенко или Мыколенко? – Миколенко.
– Никогда путаницы не возникало, Николенко не записывали? – Николенко – нет, а вот Мыколенко – бывало!
– Родились вы в Черкассах. Расскажите о семье, детстве. – Я один ребенок в семье. Мама – начальник отделения Укрпочты, папа – строитель. Родители родом из Черкасской области. Воспитывали меня не строго, всегда от носились как к взрослому. С трех лет не боялись оставлять меня дома одного. Я же понимал, что хулиганить нельзя. Мне только один раз в жизни от родителей перепало. Я нашел дома деньги. Родители копили на что-то, а я взял и потратил. Съездил в «Макдональдс», купил дартс, еще что-то. Осадок на всю жизнь остался. Но и урок знатный!
– Первая девушка когда появилась? – Первые отношения были уже в десять лет, а первый поцелуй случился еще раньше. Но там просто поцелуй.
– Ярослав Ракицкий мог прождать девушку у подъезда по четыре часа, лузгая семечки. Сколько вы дольше всего ждали девушку? – Я нетерпеливый, ждать вообще не могу! Конечно, девушку дождусь, но затем ей сильно перепадает.
– Сейчас девушка есть? – Нет.
– Верите в любовь с первого взгляда? – Да. Я очень влюбчивый. Если вижу красивую девушку, могу сразу голову потерять (смеется).
– Говорят, отец Цыганкова строго запретил сыну думать о серьезных отношениях, дабы это не мешало развитию карьеры. Считаете, девушки отвлекают от футбола? – Кому как. Очень индивидуально, но в большинстве случаев все зависит от самой девушки. Немало историй наслышался, что девушкам нужны только деньги. Такие нездоровые отношения только вредят. Девушка должна мотивировать, стимулировать. Но еще надо найти такую!
– Против татуировок вы принципиально – не вижу у вас ни одной? — Не скажу, что категорически против. Сейчас нет, но в будущем, допускаю, что набью. Но только что-нибудь стоящее. Набить рисунок орла, тигра или какой-то цветочек – этого не понимаю!
В «Динамо» засела компьютерная банда– Чем увлекаетесь помимо футбола? – Люблю играть в «Counter-Strike». В нашей компьютерный банде человек десять состоит – Шепелев, Шабанов, Бурда, Шапаренко, Алибеков и другие. Из старших подключаются Сидорчук и Морозюк.
– Любимая команда? – «Барселона»! Но хотел бы поиграть в Англии. Мы проводили там элит-раунд, и я ощутил, что это такое. Люди хлопают даже противнику, поддержка невероятная. Совершенно другая культура футбола, без ненависти.
– В Англии кому симпатизируете? – Никому! Просто сам чемпионат нравится.
– Может, стоило бы нанять репетитора по английскому? – Я задумываюсь над этим. С наступлением зимней паузы хочу начать понемногу учить язык. Кто знает, может, в будущем пригодится.
– На футбольном поле вы неуступчивый в единоборствах. Вы и по жизни такой? – Нет, намного мягче. Все эмоции отдаю на футбольном поле. Наверное, я сентиментальный человек.
– Что может растрогать до слез? – Когда меня вызвали в сборную, мой отец пустил слезу, а я – вместе с ним! Батон и биатлон– Что ненавидите больше всего? – Несправедливость. Приходилось сталкиваться в академии. В 12-13 лет привозили случайных «пассажиров». Все смотрели на них и думали, как их сюда вообще взяли.
– Когда в метро последний раз заходили? – На днях. Было холодно, и я решил перейти с Площади Льва Толстого на Палац Спорта, чтобы не мерзнуть.
– Никто не узнал? – Нет. В метро все спешат куда-то.
– Сегодня мужик в метро сожрал целый батон. А что вас поразило в последнее время? – Меня приятно удивила сегодня наша биатлонистка Юлия Джима, которая выиграла индивидуальную гонку.
– В театре были? – Ни разу.
– Любимый фильм детства? – «Один дома».
– Любимый исполнитель? – Скриптонит и Элджей.
– Назовите известного человека, с которым хотели бы познакомиться? – С актерами Павлом Прилучным и Александром Петровым из «Полицейского с Рублевки». (Не следует понимать, что эти два актера играли в этом сериале вместе. Петров – циничный и развеселый, но добрый в глубине души главный герой «Полицейского», а Прилучный более известен по трем сезонам «Мажора» как минимум. Сейчас идет новый сериал с ним в главной роли – «Желтый глаз тигра» о «янтарной мафии» в Калининграде. Что касается Александра Петрова, то на его счету немало достаточно серьезных ролей, но его появления в роли Эдуарда Стрельцова в одноименном фильме, наверное, стоит ожидать с опасением при всех комплиментах актеру — ред.)
– Если бы на вас вдруг свалился чемодан с деньгами, что бы вы с ним сделали? – Купил бы родителям квартиру и дом.
Валерий ПРИГОРНИЦКИЙ |